Россия помогает бедным

Россия потратила 470 млн. фунтов* на оказание помощи другим странам в прошлом году, это самый низкий показатель из всех стран G8. Но она подтвердила свой статус «возродившегося донора», что показывает её желание сохранить влияние и восстановить свой имидж.

Россия потратила 472,32 млн. долларов* на оказание помощи другим странам в 2010 году, по данным доклада министерства финансов, выпущенного в преддверии саммита G8, который состоится на этой неделе во французском Довиле.

По данным доклада, расходы на помощь другим странам сократились с 785 млн. долларов в 2009 году до 472.32 млн. долларов в 2010 году. Сокращение составило 40%. Однако в докладе указывается, что в 2009 году Россия лишь временно увеличила свою помощь, чтобы смягчить удар мирового финансового и экономического кризисов, особенно в соседних бывших советских республиках.

Хотя Россия имеет наименьший бюджет помощи среди стран G8, её часто называют «возродившимся» донором. Советский Союз оказывал огромную помощь на протяжении нескольких десятилетий «холодной войны» – в 1986 году она составила около 26 млрд. долларов. Однако после падения коммунизма в 90-е годы Россия сама стала страной-получателем помощи. До прошлого года Россия получала помощь Великобритании.

В документе 2007 года, излагающем внешнеполитическую стратегию российского правительства, запланированы ежегодные целевые расходы на оказание помощи в размере 400-500 млн. долларов и говорится о создании специализированных правительственных учреждений по оказанию помощи. «Современные реалии глобальной политики и экономики и статус России как сверхдержавы предполагают, что Россия могла бы проводить более активную политику в сфере международного развития, в том числе – увеличить государственные расходы на эти цели», – говорится в документе. Страны с формирующимися рынками, такие как конкурирующая с ней Бразилия, уже имеют собственные ведомства по предоставлению помощи, а ЮАР создаст его в этом году.

Приоритетами России в оказании зарубежной помощи в прошлом году были обеспечение продовольственной безопасности и программы в области здравоохранения. Было выделено 98,2 млн. долларов для африканских стран на обучение и техническую помощь в области сельского хозяйства, более 80 млн. долларов – на общемировые программы в области здравоохранения в развивающихся странах.

В отличие от других крупных стран, большая часть помощи, которую предоставляет Россия, распределяется через многосторонние организации, включая Всемирный банк, ООН и общемировые инициативы, направленные на стимулирование инвестиционной промышленности для исследований и разработок вакцин. Более 60% помощи России, направленной на обеспечение глобальной продовольственной безопасности, распределялось через многосторонние организации.

Россия честно заявляет о роли, которую, как она надеется, бюджетная помощь будет играть в поддержании российского влияния в регионе и восстановлении её политического имиджа. Однако в январе Андрей Бокарев, глава отдела международных финансовых отношений министерства финансов, заявил, что правительство должно делать больше для пропаганды российской программы помощи, потому что она недостаточно освещается в СМИ.

Но, когда остальные страны G8, включая США и Великобританию, ведут борьбу за сохранение помощи в целях развития на фоне негативного влияния сокращения государственного бюджета, Россия переживает свои собственные проблемы: один из восьми россиян живёт за официальной чертой бедности, миллионы людей не имеют работы.

«Россия становится в регионе одним из основных доноров помощи для развивающихся стран с низкими доходами, – отмечает Всемирный банк. – Тем не менее, внутреннее развитие остаётся настоятельной потребностью». В 2008 году официальный уровень бедности составлял от 38% в Калмыкии (на юге) до 7,4% в богатом нефтью Ханты-Мансийске.

Несмотря на внутренние проблемы, Россия заявила, что видит роль внешней помощи в том, чтобы «укрепить доверие к России и поощрить объективное отношение к России со стороны международного сообщества». Более последовательная политика по международному развитию будет способствовать укреплению её международных позиций, говорится в документе 2007-го года, где изложена стратегия, и может стимулировать внутреннее развитие России и содействовать торгово-экономическому сотрудничеству со странами, которые получают помощь России. Кроме того, политика активной поддержки развития может способствовать созданию «пояса добрососедства» вдоль границ России и способствовать решению вопросов с незаконным оборотом наркотиков и трансграничной преступности.

В ответ на глобальный финансовый и экономический кризис, Россия поддержала идею создания многомиллиардного фонда реагирования на кризисные ситуации, чтобы помочь соседям. Через фонд Россия в прошлом году выдала Таджикистану грант в 63 млн. долларов. В период с 2006 по 2009 годы в ответ на угрозу пандемии гриппа Россия выделила многомиллионный пакет для разработки систем здравоохранения в соседних республиках. В регионе были вновь созданы и обновлены более 40 лабораторий, а 200 специалистов прошли обучение по надзору за гриппом и принятию ответных мер.

На прошлой неделе ведущие благотворительные организации обвинили G8 в фальсификациях в ежегодном отчётном докладе, выпущенном в преддверии саммита в Довиле. Благотворительные организации заявили, что в доклад включены невыполненные обещания беднейшим жителям мира, что проигнорировано влияние инфляции. Но в отличие от других членов G8 – США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии и Канады – Россия не брала на себя конкретных обязательств по помощи Африке в 2005 году на саммите в Глениглсе, и не предоставляла данные ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), которая отслеживает выполнение обязательств по предоставлению помощи.

В 2007 году Россия взяла на себя обязательства довести целевой показатель помощи до 0,7% от валового национального дохода (ВНД), согласно рекомендациям ООН, хотя и не установила конкретные сроки для достижения этой цели. Если бы она выделила 0,7% в 2009 году, Россия стала бы 6-м крупнейшим в мире донором, с бюджетом в 9,27 млрд. долларов.

* сначала обозначена сумма в 470 млн. фунтов, а в первом абзаце – 472,32 млн. долларов (1фунт=1,61 доллара) – прим. пер.