«Led Zeppelin» пополнили список выдающихся плагиаторов

Музыканты коллектива «Spirit» подали в суд на «Led Zeppelin» за то, что те украли у них вступление к своему знаменитому хиту «Stairway to Heaven» («Лестница на небеса»). Наверное, будет экспертиза.

Не исключено, что суд, как это часто бывает в подобных случаях, не даст замарать честь и достоинство культовой группы, ставшей для молодёжи 1970-х почти таким же символом, как «Beatles» в 1960-х. Но достаточно послушать композицию «Taurus» («Телец»), записанную «Spirit» за пять лет до «Stairway to Heaven», чтобы всё стало ясно…

Гитарный пассаж, сделавший композицию мировым хитом, явно позаимствован.

Неприятно обнаруживать подобные детали в биографиях известных персонажей, оставивших заметный след в твоей жизни. Ещё неприятнее узнать, что это далеко не первый случай, когда на «Led Zeppelin» подают в суд за плагиат. Несколько раз в борьбе за свою интеллектуальную собственность жертвы отсуживали у группы круглые суммы. Одним из тех, кто довёл дело до суда, был Вилли Диксон. Но в большинстве случаев всё ограничивалось упрёками и разговорами, как, например, в истории с фолк-певцом Лэри Холмсом, который записал композицию «Dazed and Confused» в 1967 году. Спустя два года на дебютном альбоме LZ появился трек, озаглавленный точно так же и построенный на схожем гитарном рифе.

Вот и покойный музыкант «Spirit» Рэнди Калифорния, сочинивший «Taurus», так и не подал на плагиаторов в суд, ссылаясь на то, что у него нет на тяжбы ни времени, ни денег. Однако его соратники и родственники решили восстановить справедливость спустя более полувека. Речь идёт не только о чести и достоинстве. На кону ещё и 560 миллионов долларов – именно столько, по подсчётам «Businessweek», заработали «Led Zeppelin» на исполнении «Stairway to Heaven», и такова, соответственно, сумма иска.

Не к чести ответчиков выяснилось, что участники «Spirit» неоднократно обращались к разбогатевшим коллегам с просьбой выделить хотя бы малую часть от своих мегагонораров, — в качестве благодарности за ошеломительный успех. Но не дождались даже простого человеческого «спасибо».

Комментируя ситуацию, гитарист «Led Zeppelin» Джимми Пейдж заявил, что он в своём творчестве часто сознательно использовал чужие наработки, превращая их при помощи своего таланта в шедевры. Мол, в итоге его вариант кардинально отличался от оригинала.

Действительно, наследие британской группы, занимающей первое место в списке VH1 «100 Величайших артистов хард-рока», несопоставимо с уровнем тех, у кого они когда-то заимствовали фрагменты композиций. Но ведь заимствовали. И на пластинках фамилии истинных сочинителей не указывали даже в качестве соавторов.

«Эти парни хороши для тех, кто не слышал старые пластинки, с которых они украли свои рифы», — пишет известный музыкальный критик Уиллл Шейд, — «Led Zeppelin» набивали карманы миллионами, цитируя чужую лирику и музыку в своих произведениях, а настоящие авторы не получили ни цента…»

Между тем, в истории немало случаев, когда очень именитые, достойные авторы заимствовали идеи, зарабатывая на этом славу и целые состояния.

Например, установлено, что всемирно знаменитый проповедник Мартин Лютер Кинг украл около трети материала для своей докторской диссертации по теологии, а также позаимствовал свое выступление на вручении Нобелевской премии. Даже его знаменитая книга «У меня есть мечта» практически полностью является рерайтом чужой работы. Тем не менее, чужие слова и мысли позволили Кингу стать мировой знаменитостью, а неграм – получить в Америке равенство.
Усама бен Ладен во время своих выступлений нередко цитировал слова арабских поэтов, выдавая их за собственные.

Журналист «Нью-Йорк Таймс» Джейсон Блэр прославился своими эмоциональными репортажами из горячих точек планеты, за что он получал немалые гонорары. Впоследствии стало известно, что репортёр при написании статей вообще не покидал стен своей квартиры. К слову, сегодня уволенный журналист читает лекции на тему морали и душевного здоровья.

Барак Обама тоже плагиатор. В феврале 2008 года разразился скандал, когда политик в своей речи использовал тот же текст, что и другой чернокожий губернатор, Девал Патрик, который выступал двумя годами ранее.

Четырёхкратный лауреат «Оскара» за лучшую режиссуру Джэймс Кэмерон во многом добился своих успехов именно благодаря плагиату. Терминатор из жидкого металла был придуман писателем Уильямом Грином для своего фильма «Минотавр», который вышел в Австралии. Беда автора в том, что он дал почитать Кэмерону недописанный сценарий.

Джек Лондон периодически практиковал рерайт. Некоторые его новеллы основаны на газетных статьях или приобретены в виде набросков у начинающих авторов. Сам Лондон и не скрывал, что сюжет «Зова предков» он украл у собирателя индейского фольклора Эгертона Янга. Да и вообще свой плагиат писатель именовал «переработкой сырого материала в характерном для себя стиле» (привет «Led Zeppelin»).

Есть точка зрения, утверждающая, что воровство интеллектуальной собственности – процесс древний и он, несомненно, будет продолжаться, несмотря ни на что. Так что, приобретая «уникальную» идею или текст, можно с большой вероятностью быть уверенным, что это уже где-то в том или ином виде было.