Крым России не обуза

На прошедшей неделе премьер-министр Дмитрий Медведев объявил на выездном заседании правительства в Симферополе о создании федерального министерства по делам Крыма. Возглавит новую структуру замминистра экономики Олег Савельев. При этом координатором от правительства по крымскому вопросу был назначен вице-премьер Дмитрий Козак.

Премьер перечислил текущие задачи, которые необходимо решить в Крыму. До 1 сентября привести в порядок общеобразовательные учреждения – на эти цели выделено 42 млн. рублей. В 2014 году обеспечить отдых сотрудников госучреждений в Крыму для поддержки местного туризма. Поддержать транспортную инфраструктуру: отремонтировать дороги и наладить льготные авиаперевозки из Москвы – снизить цены на авиабилеты до 7-8 тыс. рублей. Построить водопровод с территории Кубани, а также ряд водохранилищ на Таманском полуострове, и начать разработку подземных месторождений пресных вод в Джанкойском и Нижнегорском районах. Расширить сеть российских банков в Крыму и создать свободную экономическую зону, чтобы поддержать те компании, которые будут инвестировать в развитие полуострова и заключат инвестсоглашения с органами госвласти Крыма и Севастополя.

Как пишет «Коммерсант», после заседания правительства в кулуарах Олег Савельев заявил журналистам, что офисы нового министерства он расположит и в Крыму, и в Москве, и сосредоточится на создании в Крыму особой экономической зоны. А глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил за образец такой зоны принять Калининград, и попытаться «свести налоги в Крыму к нулю». На что глава Минфина Антон Силуанов кратко возразил: «Никаких налоговых льгот». Иными словам, с налоговой политикой в новом регионе правительство еще не определилось.

Тем временем, эксперты Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев и Сергей Агибалов в своем аналитическом докладе «Крым: снова с Россией» высоко оценивают экономические перспективы Крыма. Как считают эксперты, в новых условиях Крым может быть более успешен, чем в составе Украины. Но путь к успеху будет непростым, как для крымчан, так и для России. На модернизацию экономики полуострова только в ближайшие три года потребуется 240 млрд. рублей, и еще около 200 млрд. рублей – на выравнивание уровня жизни и компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию и воду, поставляемые из Украины. Но потом все эти затраты окупятся сторицей, считают эксперты, и в доказательство приводят данные об экономике Крыма советских времен.

Как говорится в исследовании, в те годы экономика Крыма стояла на трех китах: туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота – судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и так далее. Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким: по уровню зарплат – 253 рубля в 1990 году – полуостров уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-Востоку страны. А по обеспеченности автомобилями – 80 автомобилей на тысячу человек – Крымская область вообще была на втором месте в УССР. На первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехники.

Однако распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, Крым на долгие годы остался в «светлом советском прошлом», пишут эксперты.

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х годов снизился в два раза, а сбор винограда – одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма – упал в два с половиной раза.

Последовавшее разделение Черноморского флота между Россией и Украиной, а вместе с тем и сокращение военных расходов в обеих странах, привело к снижению доходов от обслуживания военных – был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за пять лет крымская экономика упала в два раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в Юго-Восточных, но и во многих западных регионах Украины. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Например, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 году составляла 71 доллар, в Крыму – лишь 49 долларов.

Правда, с началом экономического бума 2000-х годов крымская экономика перешла к росту: темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП – рост на 76 % и на 83 % в 2001-2008 годах, соответственно. Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, за счет относительно низкой стоимости отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону на самом деле привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм. По оценкам министерства курортов республики Крым, в 2013 году полуостров посетили 5,9 млн. человек, из них на организованный туризм пришлось лишь около 1,1 млн. При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты Египта и Турции, а приезжающих россиян и белорусов, обеспечивающих основной поток иностранных туристов, скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис. Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь так называемый «туристический сбор» в прошлом году дал лишь 30 млн. рублей налоговых поступлений в бюджет. Так что планы российского правительства обеспечить отдых сотрудников госучреждений в Крыму для поддержки местного туризма весьма актуальны.

Другой важной составляющей экономики Крыма является сельское хозяйство, которое в «нулевые», также как и туристический сектор, оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли еще очень далеко. В 2013 году валовой выпуск отрасли был все еще на 40 % ниже уровня 1990 года. При этом сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда. Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным.

Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40 % всех доходов консолидированного бюджета республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением. Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики собираемость НДФЛ и акцизов в Крыму была относительно невысока.

В своем докладе Кондратьев и Агибалов делают вывод о том, что в ближайшие годы Крым и Севастополь могут стать лидерами по темпам роста среди российских регионов. Дело не только в экономической помощи федерального центра, но и в текущем крайне низком жизненном уровне в этих регионах. Хотя Крым и Севастополь среди украинских регионов занимали среднее положение и находились на уровне Львовской области – самого успешного региона Западной Украины, значительно опережая показатели других регионов Западной Украины, они сильно отстают от среднероссийских показателей. Подушевой ВРП Крыма – 2,6 тыс. долларов – сопоставим с уровнем беднейших и наименее развитых регионов России.

Но даже в условиях существенного снижения туристического потока в Крым в этом году экономика полуострова может показать положительные темпы роста благодаря началу инфраструктурных проектов, росту социальных выплат и зарплат в бюджетном секторе, а также притоку частных инвестиций в АПК и сектор недвижимости.

Ну, а начиная с 2015 года экономика Крыма и Севастополя может расти на 6-7 %, считают эксперты. И основными драйверами ее роста станут АПК, туристический сектор и развитие промышленности. Но ускорение роста этих секторов экономики Крыма возможно лишь в случае модернизации и развития действующей энергетической и транспортной инфраструктуры.