Как провести сделку и не возбудить налоговые органы

В этой небольшой статье я расскажу господам бизнесменам и предпринимателям, каким образом придать своему бизнесу большую стабильность и эффективность, а заключаемым сделкам больше гарантий от возможных зачастую совершенно необоснованных претензий со стороны налоговых органов.

Общеизвестно, что существует 2 основных способа уменьшения налоговых выплат: 1) уменьшение налогооблагаемой базы, то есть показать, что имеешь или получил меньше чем на самом деле, то есть уменьшить «приход» и 2) увеличение себестоимости работ, услуг и т.д., то есть показать, что израсходовал больше, чем на самом деле или увеличить «расход». Для того чтобы налогоплательщик имел меньше возможностей уменьшать «приход» или увеличивать «расход» государство предусмотрело и зафиксировало в ст. 40 Налогового Кодекса РФ норму, по которой определяет цену реализуемого товара, работ, услуг для целей налогообложения на уровне существующих рыночных цен для аналогичного вида товара, работ услуг.

Статья 40 Налогового Кодекса РФ о принципах определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения предполагает доначисление налога и пени на те сделки, цена которых отличается от рыночных цен на аналогичные товары, работы, услуги более чем на 20 %. Это доначисление рассчитывается, таким образом, как если бы сделка была заключена по рыночной цене. Исключение составляют сделки, заключенные по итогам проведения открытых торгов — аукционов, если аукцион проведён независимой специализированной компанией.

Простой пример: Ваша компания продала здание балансовой стоимостью 50 млн. руб. по цене записанной в договоре 60 млн. рублей. Рыночная стоимость здания, по мнению налогового органа, 90 млн. рублей. В этом случае компания Продавец должна будет заплатить налоги (НДС и налог на прибыль) не с 10 млн. рублей, а с 40 млн. рублей. За исключением ситуации, когда данная сделка была заключена по итогам открытых торгов.

И если на открытых торгах цена здания определилась как 60 млн. рублей, то это и будет рыночной ценой здания.

В подтверждение этого факта есть Письмо Минфина РФ от 08.06.2009 N 03-02-07/1-297.

Приведённая выше ситуация является достаточно распространённой в настоящее время, в условиях кризиса и общего падения цен, например, на коммерческую недвижимость (только за последние полгода — более чем на 50 %). Когда реальные цены сделок могут отличаться на 30-40 % от первоначальной цены предложения или от «рыночной» цены.

Кроме того, аукционная сделка не может быть признана налоговым органом ничтожной по мотивам мнимости и притворности, что часто используется налоговыми органами в качестве первичного основания для вынесения решений о применении к налогоплательщикам налоговой ответственности по хозяйственным операциям, якобы не имеющим какой либо экономической обоснованности и целесообразности.

Поэтому заключение коммерческими организациями договоров на открытых торгах становится сегодня приоритетным видом оформления договорных отношений и помимо очевидной экономической выгоды служит гарантией правомерности и неоспоримости сделок, совершенных участниками договоров друг с другом.

По материалам сайта: http://www.bazacom.ru